Видео «Актуальное интервью» Медицина

Эксклюзивное интервью Александра Мураховского телеканалу «Россия-24»

Александр Мураховский стал гостем программы «Актуальное интервью». Министр здравоохранения региона ответил более чем на 20 вопросов, рассказал, когда ждать окончания пандемии, какие ключевые решения приняты для развития здравоохранения на этот год и почему Александр Мураховский не побоялся пойти на так называемую «расстрельную должность».

Светлана Аксёнова: В начале года принято подводить итоги года уходящего и строить планы на ближайшее будущее. Сегодня у нас в студии впервые в должности министра здравоохранения Омской области даёт интервью Министр здравоохранения региона Александр Мураховский.

— Александр Григорьевич, здравствуйте!

Александр Мураховский: Добрый день, Светлана! Добрый день, уважаемые телезрители!

Светлана Аксёнова: Александр Григорьевич, как я уже сказала, это ваше первое публичное интервью и вы пока ещё не говорили о том, почему приняли это предложение — стать Министром здравоохранения региона. И с учётом ковида, и с учетом того, что вы пришли на эту должность после большого скандала. Ведь пост этот «расстрельный» — почему?

Александр Мураховский: Вы знаете, работая главным врачом неотложных больниц, БСМП №2 — 8 лет и почти 3 года БСМП №1, нельзя сказать, что там должности спокойные. Поэтому путь пройден, опыт есть, и ту честь, которую мне оказал Губернатор, Александр Леонидович Бурков, пригласил меня к себе в кабинет, предложив эту должность, такое доверие нельзя не оправдать. Я отдавал себе отчет, насколько это тяжелый фронт работ. Мы с ним очень долго обсуждали, проблемы здравоохранения — моё видение, его видение. Также его пожелания, которые были к работе нашего министерства. Учитывая его кредит доверия ко мне, в ходе нашего разговора я принял это решение по работе министром в это не простое время. Но у меня было понимание, что нужно делать, как нужно делать.

Светлана Аксёнова: Сейчас мы видим итог вашей работы, того, с чего вы начинали, и сейчас Ваше ведомство публикует, что число заболевших ковидом падает. Скажите, на ваш взгляд, эта тенденция стабильная. Или стоит нам ждать 3 волны ковида? Вы к ней готовитесь?

Александр Мураховский: В ноябре-декабре прошлого года мы провели ряд таких серьезных организационных мероприятий. Мы открыли и перепрофилировали койки в ЦРБ (в первую очередь это север, северо-запад и северо-восток), порядка 14 районных больниц и 335 коек для лечения ковид-пациентов и с подозрением на ковид-пациентов легкой и средней степени тяжести. Тем самым, мы ограничили большой приток пациентов в наши ковидные центры. Это было распоряжение губернатора, мы его полностью отработали. Мы ожидаем рост острых респираторных вирусных инфекций (не ковид), но мы уже с вами проходили опыт октября, ноября, когда шло наложение роста больных ОРВИ, ковидом, росла заболеваемость, усложнялись процессы течения болезней. Но мы готовы к третьей волне, у нас на сегодняшний день развернуто по региону 3670 коек. При этом у меня ежедневный мониторинг поступлений и выписки по всем стационарам ежедневный, вот, к примеру, за вчера занятость коечного фонда составляет 1992 человека из общего числа коек (из 3670), то есть 45,6 процентов, мы имеем свободного коечного фонда. Сейчас принимается решение по поручению губернатора обратно свободные койки перепрофилировать с специализированные для оказания помощи пациентом с другими патологиями. Минздрав будет выходить с предложением порядка 600 коек обратно перепрофилировать.

Светлана Аксёнова: Можно сказать сейчас, что больше болеют на дому, амбулаторно?

Александр Мураховский: В среднем мы госпитализируем в стационары с ковидом порядка 30 человек в день. Причем, мы уже госпитализируем в стационары с поражением выше 25%. Несмотря на то, что по клиническим рекомендациям рекомендовано направлять в стационар людей, с поражением 50% и выше. Нам позволяет сегодня ситуация проводить лечение для больных на дому, контролировать пациентов и мониторить их состояние, чтобы не допустить утяжеления случаев. Если скорая помощь видит, что состояние неотложное, то этот человек сражу же поступает в ковидный центр без дополнительных обследований и процедур. Мы прекратили направлять на обязательное обследование пациентов на КТ, и ненужные передвижения по городу машин скорой помощи. Пациент сражу же направляется в стационар, это решение принимает врач скорой помощи. Там очень должно быть много разных клинических проявлений, одно КТ — это не показатель и мы отказались от этой практики, я считаю, что правильно. Наше ведомство издало ряд распоряжений, мы прекратили всю эту езду, если состояние пациента требует госпитализации, при этом не важно, сколько поражение легких, он госпитализируется. Вы поймите, что по сути сам процент поражения легких не означает тяжесть заболевания. Должна быть совокупность клинических данных, по которым оценивается состояние больного и течение заболевания. И КТ — это не панацея. Кроме того, мы создали 4 ковидных центра, эти пациенты, при ухудшении состояния, имеют возможность прийти в этот ковидный центр, сделать томографию. И если состояние требует, то пациент госпитализируется из этого ковидного центра уже в стационар.

Светлана Аксёнова: Вакцинация — один из самых главных вопросов на сегодня. Сколько на данный момент привито омичей, хватает тех пунктов и процедурных кабинетов, которые есть. И самой вакцины достаточно?

Александр Мураховский: Мы на сегодняшний день получили 10 тысяч 600 доз вакцин. Из них уже провакцинировано более 7 тысяч человек, второй компонент вакцины уже получили 1800 человек. На сегодняшний день у нас организовано 22 прививочных пункта. Из них 14 организовано в ЦРБ районов и восемь у нас организованы в городских поликлиниках. На сегодняшний день вакцина есть, порядка 3 тысяч доз. Мы ожидаем еще партию вакцин, будет открыто дополнительно еще 33 прививочных пункта. Всего пунктов будет 55. Мы ожижаем еще большую партию вакцин до 31 января.

Светлана Аксёнова: Есть такие подтвержденные данные, как долго держится иммунитет после вакцинации?

Александр Мураховский: Антитела появляются уже после первой прививки на 7-10 день. Причем, там титр антител хороший — там до 30, 40 единиц доходит маркер. Держится иммунитет от 8 месяцев до 1 года и 4 месяцев. Прививка входит в национальный календарь прививок.

Светлана Аксёнова: Какова схема, стратегия развития всей системы здравоохранения региона? На что, прежде всего, вы планируете обратить внимание?

Александр Мураховский: Стратегия развития регионального министерства и всей системы она идет в ногу со стратегией развития всей системы здравоохранения РФ. Мы участвуем во всех программах, которые есть. У нас сегодня заключено 11 соглашений с Минздравом России. Мы продолжаем работу по модернизации сосудистых центов, продолжаем укомплектовывать оборудованием, у нас в планах на этот год 4 медсанчасть. Они имеет первичное сосудистое отделение, имеет томограф, но не имеет ангеограф. Это единственное первичное сосудистое отделение, которое не имеет собственного ангеографа. Задача им его поставить и оказывать там помощь людям с инфарктами. У нас стоит задача по модернизации регионального сосудистого центра БСМП№1, который с ноября стал региональным сосудистым центром, наряду с областной клинической больницей. И Тарская ЦРБ — туда мы тоже будем приобретать ряд оборудования под первичное сердечно-сосудистое отделение. Также мы продолжаем работу по линии онкологической помощи. Порядка 350 миллионов в этом году будет направлено на создание амбулаторных центров онкологической помощи. И очень большая программа на 5 лет, это модернизация первичного звена. Там 8 млрд программа, на этот год порядка 1,5 млрд рублей — это практически все ЦРБ и поликлинические учреждения города входят в эту программу. На 1 млрд рублей — закупка оборудования, ремонтные работы на 280 млн рублей и автомобили. Мы 32 автомобиля вот недавно получили.

Светлана Аксёнова: Сразу наладить систему все равно ведь не получится, даже если эти 1,5 млрд есть. Это и техническое переоснащение, и нехватка узких специалистов.

Александр Мураховский: Одно из указаний, которое я получил от губернатора, придя на эту должность, — обратить внимание на работу, на качество оказания услуг, на подбор кадров, на модернизацию в районных больницах. К сожалению, ранее пристального внимания этому направлению уделено не было. Мы на сегодняшний день модернизируем и централизуем вопрос оказания неотложной и скорой помощи. Мы эту работу начали, мы провели инвентаризацию автомобильного транспорта, сейчас заводим многоканальные диспетчерские, которые в итоге будут централизованы на региональной службе скорой. Мы будем знать где и куда какая машина поехала, что она делает, какое среднее время оказания помощи. Это будет в каждом районе. Здесь нужна организационная, вот такая серьезна работа, потому что машины есть, люди есть. Просто провести обучение, подключить ко всем автомобилям Glonass. Учебу мы уже начала на базе нашей станции скорой помощи. По поводу вложений. Да, нужны деньги на ремонт и строительство, как в самих ЦРБ, так в амбулаториях и ФАПах. На этот год выделено 280 млн, из них порядка 170 — это ЦРБ. Это большие деньги. Таких денег на ремонтные работы в ЦРБ мы, наверно, не наблюдали никогда. Всего у нас на 5 лет намечены работы на 400 объектах. На этот год у нас запланировано 60 объектов.

Светлана Аксёнова: А врачей и узких специалистов где взять?

Александр Мураховский: Нацпрограммы по обеспеченности кадрами никто не отменял. Губернатор уделяет большое внимание этому вопросу. Ежемесячно я отчитываюсь что у нас происходит с кадрами. Скажу честно — сейчас очень тяжело. Молодые специалисты, придя работать в ЦРБ, отработав там какое-то время, уезжают. При том, что есть служебное жилье, есть подъемные. Очень большие средства выделяются на привлечение кадров в районы области. Мы плотно работаем с нашим медуниверситетом. Мы не можем силой удерживать молодых специалистов в районах области. Идеальный вариант для нас, это когда человек вырастет в районе, поступит в медуниверситет, а потом вернется на свою малую родину. Сегодня у нас есть соглашения со всеми главами районов, медуниверситет проводит отбор. У нас чем дальше район, тем лучше укомплектованность. Объяснение этому есть. Те, кто работают ближе, ездят на выходные домой в Омск. А 200 километров и дальше — укомплектованность лучше. Все живут там, работают там.

Светлана Аксёнова: Раз уже начали о кадрах, вы вернули на прежнюю должность Сергея Николаева — руководителя большого комплекса родовспоможения, в последнее время Людмила Владимировна Шукиль вернулась на свою работу. Это у вас такая тактика, осторожная, будут ли какие иные кадровые перестановки?

Александр Мураховский: Те две фамилии, которые вы назвали — это профессионалы своего дела. Если говорить о Роддоме №1, то Сергей Владимирович Николаев как раз занимался контролем за его стройкой и сопровождением. Я считаю его профессионалом. Если говорить о Людмиле Владимировне, то тут вообще слов наверное никаких не нужно подбирать, в ее сфере лучше нет никого на сегодняшний день. Вот я сейчас сказал, они загордятся. Но я еще раз говорю, все в процессе работы. Если в дальнейшем кто-то на местах свои выполнять обязанности не будет, не захочет или не сможет, то конечно будут кадровые решения. От этого никуда не уйти. У нас время сегодня такое, что сама система она их не сможет терпеть. Всё оперативно, все быстро, надо просто работать.

Светлана Аксёнова: Если говорить про медицинскую помощь по ОМС в рамках государственно-частного партнерства, я знаю, что и частные клиники оказывают ее, и пациенты лечатся бесплатно, вы будете продолжать эту работу?

Александр Мураховский: Действительно, по законодательству любая организация, любой формы собственности, имея лицензию на оказание медицинских услуг, сегодня может подать заявку в наш территориальный фонд ОМС и заключить соглашение на то, что они работают в системе обязательного медицинского страхования. И уже на тарифной комиссии, которую я возглавляю, мы смотрим уже по объемам. Но надо понимать, что в первую очередь приоритет отдается лечебным учреждениям государственным. Если на сегодняшний день те или иные медучреждения оказывают мед помощь, могут ее оказывать качественно на основании того же контроля качества страховых компаний, им не оплачивается эта медицинская помощь, — такого допускать нельзя. Прежде всего они должны полностью получать деньги за оказание помощи для того, чтобы покрывать свои расходы. Для того, чтобы поддерживать свое учреждение и развивать. По поводу работы с частными клиниками, я вам могу сказать, что на 2021 год мы заключили соглашения с 10-ю организациями, сумма составляет чуть более одного миллиарда рублей.

Светлана Аксёнова: Спасибо, Александр Григорьевич! Теперь просто хочется спросить — когда мы уже просто начнем жить спокойно, не носить маски, жить полноценно.

Александр Мураховский: Мы и сейчас можем жить полноценно, просто нужно соблюдать меры предосторожности. Все равно маски носить надо, в любом случае. Стараться соблюдать дистанцию в общественных местах, это надо делать. Тем самым вы все поможете нашему здравоохранению, опосредованно, но поможете. Чем меньше вы контактируете, тем лучше. Но все равно, все трудятся, все работают, все общаются, просто нужно соблюдать простые правила. Да, существует вопрос самоизоляции людей старше 60 лет, но это не критично. При наших технических возможностях, все это преодолимо. Действительно, идет все к лучшему, у нас заболеваемость сегодня падает — у нас болеют меньше, выздоравливает людей больше. Но, несмотря на это, мы готовимся к возможным всплескам эпидемии. Губернатор региона Александр Бурков очень внимательно следит за ситуацией в нашей отрасли, чтобы никаких сбоев не было. На сегодняшний день самое главное — это не забывать про нековидных пациентов, ведь они тоже не должны выпадать из нашего пристального внимания.

Категория информационной продукции 12+

*Ещё больше оперативных новостей вы найдёте в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь https://t.me/vestiomsk

*При использовании текстов, фото- и видеоматериала, опубликованных на сайте ГТРК «Иртыш», гиперссылка на первоисточник обязательна.

Последние новости