Накануне свой профессиональный праздник отмечали российские художники-реставраторы

Накануне свой профессиональный  праздник отмечали российские художники-реставраторы. Зачастую это мастера, которые возвращают к жизни живописные полотна. Но в музейных хранилищах особого внимания требуют и  древние карты, и текстиль. Специалистов этого профиля в Западной Сибири единицы.

Карта Западной Сибири, созданная в 1848 году, сегодня переживает не лучшие свои времена. За полуторавековую историю этот документ видел много рук. Теперь о нем заботятся специалисты врубелевского музея. Работа с памятником на бумажной основе считается особенно сложной. И чем предмет моложе, тем сложнее его восстановить.

Гравюра на бумаге 18 века гораздо лучше поддается реставрации, чем рисунок революционной поры начала века 20. Тогда художники творили на всем, что попадется под руку. Бланки, картон, оберточная бумага. Как этот рисунок обнаженной Антона Сорокина. Маслом на бумаге. С годами масло сожгло бумагу и реставраторам нужно не только укрепить основу, но и найти способ, сохранить авторскую подпись. Не легче задачи и в текстильной мастерской. Для каждого вида материала нужной найти подобный. Кружеву – тончайшую вуаль, гобелену – шерстяные нити. Восстановленные участки должны быть почти незаметными. Работа над этой накидкой из вологодского кружева займет у реставраторов почти год. В музейную коллекцию она поступила от частного дарителя. Тончайшее кружево съели грызуны.

Иногда музейные экспонаты лежат в мастерских годами, как эти портреты на вате, ждут, когда появятся новые технологии и реставраторы придумают способ их спасения. Творчество это или ремесло? Не так важно. В России их называют художники-реставраторы, в Западной Европе – консерваторы. Но суть от этого не меняется. Они спасают историю, память и культурный код поколений.

Анна Гадалина