Спортивная драма «Первый на Олимпе» вышла в широкий прокат
Проект создан при участии телеканала «Россия 1». В основе фильма — подлинная история человека, чья судьба доказывает: сила духа способна творить чудеса даже в самые сложные времена.
Юный блокадник Юра Тюкалов (Глеб Калюжный) пришел в спорт после войны, когда у него, казалось, не было сил жить, а не то что вести изнурительные тренировки по академической гребле. Но после встречи с тренерами Михаилом и Верой Савримович (Артем Быстров и Елена Лядова) у Юры открывается второе дыхание, и он начинает жизнь заново. Судьбы, обожженные войной, соединились в команде, где все поддерживают и вдохновляют друг друга. Победы даются нелегко, но у Юры есть любовь, талант и родная команда, которую не остановить: их цель — Олимпиада в Хельсинки.
Создатели фильма, режиссеры и актеры, поделились впечатлениями, подробностями того, как проходили съемки проекта.
Артем Михалков, режиссер:
«Мы очень долго думали над тем, как создать для зрителя аттракцион в водных сценах. С одной стороны, гребля — это действительно очень интересный и сложный вид спорта. С другой, это достаточно плавный, цикличный вид спорта, и чтобы сделать его кинематографически интересным, захватывающим, требуется много усилий. И придумали, как снять так, чтобы зритель ощущал себя в этой лодке, испытывал адреналин гонки, ощутил то, что сам Юрий Тюкалов, находясь в лодке-одиночке, чувствовал, когда шел к своей победе. Это был для нас определенный вызов, творческий поиск визуального решения гребли. Федор Журов, который занимался CG-графикой на картине, разработал уникальные плоты, с которых велись съемки водных экшн-сцен, — такого вообще нет больше в мире! Благодаря этим плотам удалось технически сделать интересные кадры. Сергей Мачильский, замечательный художник и большой оператор, изучил греблю досконально. И при помощи решений, которые были приняты и разработаны до съемок, уже на площадке мы понимали, как правильно снимать, какая должна быть скорость. И как раз съемки с плотов, с кранов помогали нам сделать этот вид спорта максимально эффектным».
Глеб Калюжный, исполнитель роли Юрия Тюкалова:
«Гребля — самый непростой вид спорта, который мне когда-либо доводилось осваивать, намного сложнее, чем кажется: здесь задействовано 95 процентов групп мышц. Но и намного интереснее. И это то, что уже навсегда с тобой: вот как один раз на велосипеде научился ездить, так и научился грести. Но так как я раньше никогда не занимался греблей, получилось у меня далеко не с первого раза. Однако я люблю трудности, поэтому, для того чтобы на экране всё выглядело достоверно, я тренировался ежедневно от двух до трех с половиной часов под руководством Виталия Михайловича Елисеева, заслуженного мастера спорта СССР, серебряного призера Олимпийских игр. И так как мне очень понравилось, я не планирую сворачивать занятия после завершения съемок. Кстати, уже согласившись на роль, я узнал, что мой крестный отец занимался академической греблей и был мастером спорта. Всё, что происходило во время съемок, меня поразило и впечатлило. Каждый съемочный день был как отдельная тренировка. Картина была непростая для меня в плане производства и реализации, но, надеюсь, я справился, потому что выкладывался на 200 процентов. И всегда стараюсь так делать, потому что считаю, что проходных кадров и сцен в кино не должно быть».
Михаил Зубко, автор сценария:
«Мы открыли феномен Юрия Тюкалова, который стал сенсацией на первой для Советского Союза как государства Олимпиаде 1952 года. На эту Олимпиаду приехала, по сути, сборная ветеранов — фронтовиков и подростков, которые выросли в тяжелейшие годы войны. Это уникально с точки зрения результатов, которых удалось добиться команде. Участие СССР стало интригой для всего мира. Сможет ли страна, победившая в войне и так многое отдавшая этой победе, победить в спорте? Смогут ли наши спортсмены выступить наравне с теми, кто тренировался в заведомо более выигрышных условиях? Это напряжение мы постарались отразить в финале. Фигура Юрия Тюкалова оказалась идеальным маркером этой ситуации. Подростком он чуть не умер от голода в осажденном Ленинграде, страдал, как и многие блокадники, от дистрофии. Совершенно невообразимо, как он в принципе стал профессиональным спортсменом, затем чемпионом среди советских гребцов, а потом еще и первым олимпийским чемпионом из СССР. В понимании характера Тюкалова нам помогла подсказка спортивного комментатора Дмитрия Губерниева. Он рассказал легенду, ходившую среди гребцов, о том, как на финальной гонке Олимпиады, перед самым стартом, у Тюкалова случился психологический надлом. И в момент, когда все рванули, — а в гребле счет идет на доли секунд, — он замешкался и даже не начал грести. Но, несмотря на это, все равно вступил в гонку и выиграл! Этот эпизод, безусловно, вошел в фильм. И вот из этих двух моментов и появилась идея нашего фильма: желания узнать, кто был нашим первым олимпийским чемпионом, и легенды о невероятной победе в финале первой для СССР Олимпиады. Информации о героях того времени крайне мало, и в сценарии мы старались соблюсти баланс между драматургическим напряжением истории, которое обязательно нужно, чтобы кино получилось интересным, и попыткой разглядеть в персонажах важные детали именно их эпохи. Настоящим свидетелем стал для нас Вячеслав Иванов, трехкратный олимпийский чемпион. Сейчас ему 85 лет, и он до сих пор приезжает на регаты. Иванов был знаком с Тюкаловым, и для нас было очень важно пообщаться с теми, кто знал нашего главного героя в жизни. В сценарии, конечно, много и художественного вымысла. Но интересно, что о самых невероятных ситуациях, которые показаны в фильме, обычно думают, что они придуманы, но именно они оказываются воспроизведенными с фактической точностью реалиями. В подготовке сценария и производства нас очень поддержало сообщество действующих гребцов. Они отметили главное достоинство нашей истории — то, что удалось угадать дух времени: атмосферу возрождающегося спорта, гребли, которая набирает популярность после войны, и образы спортсменов, ставших для всей страны олицетворением новой мирной жизни. Пожалуй, это было самое важное для нас, потому что, на самом деле, фильмов про войну снимают очень много, но очень мало фильмов о том, как жить после войны: как преодолевать боль, травмы и страх, который остается. Как раз об этом и расскажет наша история, на языке спорта».
Наталья Салтыкова, художник по костюмам:
«При подготовке я изучила много исторического материала — фотографии, фильмы. События нашей картины происходят в послевоенное время, и тогда одежду часто шили сами из-за дефицита. Наша героиня Шура, к примеру, сама себе шьет наряды. А мужчины часто донашивали элементы военной формы — галифе, гимнастерки, армейские сапоги. И главный герой Юра, в частности, носит морской бушлат, что добавляет аутентичности. Но особое внимание мы уделили спортивным костюмам тех лет: эмблемы, нашивки, цвета, обувь. У каждого советского клуба и каждой иностранной сборной были свои цвета, свои эмблемы — некоторые из них мы обнаружили в Музее финского спорта, который находится в Хельсинки. Основные костюмы и спортивную форму для персонажей готовили с нуля. Мода за 70 лет сильно изменилась, особенно в спорте, так что пришлось шить спортивные трусы, майки, костюмы для Олимпиады с надписью «СССР». В картине два вида спортивной одежды — для Олимпиады и тренировок. Синие спортивные костюмы советских спортсменов — это вязаный трикотаж, как и было в 50-е годы. Настоящий эксклюзив, такую форму нигде не купить — по нашим эскизам их связали ребята из Костромы. Шили также гражданскую одежду — двубортные костюмы для мужчин, платья, юбки, брюки и культовые «москвички». Удалось найти и подлинную одежду, в основном женские шифоновые платья — они придали атмосферу времени. А вот обувь пришлось заказывать. Оригиналов почти не сохранилось, да и размерная сетка поменялась — в 50-х средний женский размер был 36–37, а сейчас часто встречается 40-й».