В громком деле об обрушении казармы в омском поселке Светлом могут поставить точку
Трагедия произошла 7 лет назад, когда в 242 центре ВДВ в результате ЧП погибли 24 человека. Однако виновники по-прежнему не наказаны. Сегодня в Омске начнут выносить приговор по этому делу. В здании суда сейчас работает и наша съемочная группа. На связи со студией — моя коллега Юлия Думанова. Юлия, почему процесс затянулся на много лет и кто находится на скамье подсудимых?
— Здравствуй, Руслан. До заседания осталось чуть меньше часа. Уголовное дело – громкое. И уже здесь работают журналисты. Все ждут, когда придут обвиняемые. На скамье подсудимых – 11 человек. Они находятся под подпиской о невыезде.
Это руководители нижегородской компании, которая ремонтировала казарму, представители технадзора, чиновники, которые принимали здание после ремонта, и командир войсковой части.
Казарма обрушилась летом 2015 года. Солдаты-срочники отслужили лишь две недели и накануне приняли присягу. Перекрытия рухнули поздно вечером – был отбой, кто-то готовился ко сну, кто-то уже спал. Плиты сложились как карточный домик – буквально за несколько секунд. Часть четырехэтажной казармы рухнула. Этот момент попал на видео».
В момент обрушения в здании находились 337 человек, 42 из них оказались под завалами. 24 десантника погибли. Это ребята 18-19 лет из Омска, Санкт-Петербурга, Башкирии, Оренбурга, Новосибирска, Иркутска, Удмуртии. Эту трагедию переживала вся страна, в учебном центре ВДВ служили молодые люди из разных городов. Один из них — Рустам Набиев из Уфы, получил тяжелые травмы. Как он сам говорит — жизнь полностью перевернулась. Была долгая реабилитация, в московском госпитале Рустам пролежал 11 месяцев. За это время он перенёс 16 операций, две клинические смерти, ампутации обеих ног. Сейчас парень передвигается с помощью протезов.
Как все произошло — интервью с пострадавшим я предлагаю послушать.
Рустам Набиев — потерпевший:
«Я готовился ко сну, дежурный по роте резко вскрикнул, я повернул голову и сразу провалился вниз, под завалами я пролежал 7 часов, меня вытащили самым последним. Я слышал, как мои товарищи умирали, как они звали на помощь. Учился заново жить, сидеть — как маленький ребенок».
— Здание казармы не такое уж старое. Оно построено в 70-х. И, по версии следствия, тогда при строительстве были допущены нарушения. А именно: в кладке в некоторых местах просто отсутствовал раствор. Анкеры, скреплявшие плиты, были короче, чем нужно, и тоже низкого качества. Кирпич использовался силикатный, непригодный для местностей с суровыми зимами. В 2013 году сделали капитальный ремонт. И вот, через два года — обрушение. Статьи — от превышения должностных полномочий до мошенничества и даже вымогательства. Кого признают виновными и какое наказание им назначит суд — это большая интрига. Но одной из статей уже закончился срок давности.
Расследование шло 5 лет. И еще почти 2 года дело рассматривает суд. 40 томов — это более 40 тысяч страниц. Все это судье нужно зачитать. Не исключено, что это займет несколько дней.