Учёные Иркутской области вернулись из большой экспедиции по Байкалу
Учёные Иркутской области вернулись из большой экспедиции по Байкалу. И с земли, и с воздуха — они наблюдали за нерпой. В последние годы из-за смены климата — численность этого млекопитающего оказалась под угрозой.
Сотрудники Байкальского музея ведут учет нерпы. И это не простой подсчет. Ученые оценивают состояние ее популяции — как себя чувствуют, как выглядят, нет ли признаков заболеваний. Исследования проводят на стыке весны и лета, когда еще можно застать байкальского тюленя на плавающих льдинах. Нерпа греется на них под солнцем и линяет. Но если льды растаяли раньше, животные вынуждены выбираться на берег, чтобы завершить этот важный для их организма процесс.
Наталия Сальникова, корреспондент:
«К самим лежбищам корабль не подплывает. Ближе пятисот метров нерпа не подпускает, спрыгивает в воду. Поэтому участники экспедиции сначала высматривают байкальского тюленя в бинокль, а после запускают технику».
Евгений Петров изучает нерп всю свою жизнь. От того, как выглядит сейчас животное, много ли особей долинивают на берегу, говорит, можно оценивать, как они перезимовали и даже что будет с популяцией дальше. В последние годы из-за потепления на озере наблюдается изменение ледового режима — Байкал встает позже и освобождается ото льда раньше. Негативные последствия от этого, по словам ученого, больше всего испытывают самки. До половины из них могут на следующий год не родить.
Евгений Петров, главный научный сотрудник Байкальского музея СО РАН:
«Если они не вылиняли, то гормональные сдвиги, которые происходят во время линьки, они препятствуют развитию плода. Это может закончиться тем, как мы называем, самка становится яловой. То есть она не принесет потомства в следующем году».
Экспедиция добралась до самого севера озера. Нерпа хорошо выглядит и вполне упитанна, по словам ученых. И все-таки много тюленей еще нуждаются в береговых лежбищах. Что еще насторожило специалистов — нерпа порой выбирала места, которые раньше избегала из-за угрозы встречи с человеком. С чем связано такое поведение, сотрудникам Байкальского музея еще предстоит выяснить.