Они помогают по зову сердца: специальный репортаж «Вестей» о работе волонтеров «ТЫЛ=ФРОНТ»
Эта неделя напомнила нам о важной дате — год назад в России была объеявлена частичная мобилизация. Этот год стал серьезным испытанимем для мужчин, которые получили повестки, для их семей. А еще мы узнали множество людей, которые вопреки всему начали помогать фронту. Это всплеск добровольческого движения. Одно из таких волонтерских объединений ТЫЛ=ФРОНТ образовалось в первые дни мобилизации. О «бойцах невидимого фронта» наш специальный репортаж.
При входе в штаб волонтерского отряда «ТЫЛ=ФРОНТ» — одинокий воздушный шарик в виде цифры 1. В день рождения — обстановка здесь вполне рабочая. С нами волонтеры шутят — не хотелось бы чтобы этот ребенок подрос еще на один год.
«Здесь у нас наш склад основной где мы вещи разбираем, посылки складываем, собираем ребятам — здесь то место где люди могут прийти и принести то что ребятам необходимо. А то есть это означает что вот кто-то — вот носки написано на мешке, это кто-то принес целый мешок носков а вы уже будете рассортировывать их по подразделениям? Нет фасовали мы носки сами, люди приносят в разных пакетиках, они не приносят мешок носок, а приносят навязанные — это логистика своя — тут носки, там кармематы, здесь у нас сети, здесь продукты и так далее там у нас техника в качестве лопат, пил/бензопил и всего остального. Все отработанно настолько, что мы можем зайти сюда просто с закрытыми глазами и будем понимать где у нас что стоит и складывать. Что еще здесь есть что в последнее время только появилось: условные носки и бензопилы нужны были с самого начала, а может быть что-то что только сейчас появилось? Сейчас я покажу! Это банеры. сейчас ребятам в блинжажах необходима полителеновая клеенка, но мы решили что банеры будут намного прочнее и ребята скзали да, Лен банеры нам необходимы и вот буквально сегодня нам привезли два банера — это как банеры маскировочные? Нет они укрывают и блиндажи, там же стройка у них и утеплиться, на пол постелить вместо полителеновой пленки.
Сейчас у волонтеров Тыл-фронта сотни отправленных партий с гуманитарной помощью за ленточку. Такие партии они называют — каналами. Вот на мешке, который со дня на день ждет своего отправления надпись 196. Знают наверняка 200-сотого канала на фронт точно не будет. Груз 200 на армейском сленге — обозначение погибшиших бойцов.
А это то что на языке штампов называют — «журналистская удача». Боец с позывным Банзай — как раз из тех кого одели обули и накормили.
Банзай — танкист, контрактник. На СВО с самых первых дней спецоперации. Приехал домой в небольшой отпуск и первым делом пришел поблагодарить тех, кто постоянно помогает на передовой.
«Хотел сказать большое спасибо от лица всех наших парней и не только от всего нашего батальона — большое вам спасибо. Иди! это вам спасибо за вашу работу, ребят. Спасбо огромное
огромное спасибочки.»
«Нам нужны были коптеры и не только коптеры еще многое другое снаряжение, продукты сублимированные — я пишу своей маме — мам знаешь волонтеров? А мама у меня занимается волонтерством с года 18/19 и мама вспоминает: а тыл=фронт же есть, наши омские мамочи папы, братья сестры, которые попомогают на передовую привозят и пошло поехало»
Коптеры, рации, приборы ночного видения, масксети, продукты — все это уже передали ребятам в Донбас, Запорожье и Луганск. Но самого Банзая больше всего впечатлила другая посылка из тыла на фронт.
«Вы позволите? у меня тут где-то есть до сих пор письмо одного мальчика всегда с собой таскаю. Можно прочитать… да конечно!. здравствуй солдат, меня зовут Артем мне 8 лет я учусь во втором классе мне очень хочется поддержать вас в это нелегкое время.»
«А это омич написал? да это омич. Дорогой Артем — второклассник 8 лет, хочется сказать что твое письмо дошло , большое тебе спасибо, было очень приятно может быть через Тыл=фронт отправлю тебе какой-нибудь подарок от всего нашего отряда.».
Там за ленточкой всегда нужны медикаменты. У волонтеров под лекарства выделна отдельная комната. Мария Симбулетова — фармацевт. Занятость посменная. Почти все свободное от основной работы время проводит в волонтерском отряде.
«Маш а вот это что такое? — Это у нас одеяла специальные эвакуационные. для чего они требуются — когда идет ранение и большая кровопотеря — получается тремор. ты как будто замерзаешь? и медики его просто укутывают этим одеялом. так же они служат если нет носилок. то есть легкое раз и она не рвется и боцам вместо насилок можно будет перенести.»
Мария говорит, сейчас особенно нужны противовирусные препараты. Осень. Сырость и слякоть в окопах чувствуются особенно остро.
Гляда на волонтеров понимаешь, они тоже по своему бойцы. И это действительно отряд. Для того чтобы иметь мужество и честь, не обязательно ность погоны или шеврон на рукаве.
Мария Симбулетова
активист волонтерского отряда «Тыл=Фронт»
«Завтра у меня будет год точно! То есть 26 это образовалось, 27-го ко мне пришли в аптеку ребята -им нужно было — посылку тогда собирали и я тогда спросила, а что куда? и это был мой первый день тыл-фронта… я закупила медикаменты… у нас в аптеке… а потом? а потом сразу тут же девочки спросили, вернее я спросила девочки а как что вы где вы? лена мне сказал мы образовались — мы хотим помочь. Я говорю. я тоже хочу»
Лена — это Елена Поморова. Руководитель самого большого волонтерского отряда в Омской области. Эта юркая, неутомимая и буквально брызжущая энергией женщина, не на минуту не расстается с мобильным телефоном — и как будто заряжает пространство, воздух вокруг себя. Вспоминает как все начиналось. Год назад.
Елена Поморова — руководитель волонтерского отрада «Тыл=Фронт»:
Супруг пришел с суток — он у меня пожарный, спасатель и сказал Лен, нужно собрать человека, котррый уходит туда — давай попробуем надо помочь. я говорю ну давай попробуем. я немного рассказала о ситуации родным близким — сразу присоединилась ко мне дочь моя и подруга — начинали мы втроем.все это первая была наша отправка сбор как раз таки сотруднику мчс ну и не только как оказалось потому что мы очень много собрали — мы набили полный кабинет начальника отделения МЧС и конечно же после этого мы уже не смогли остановиться.
В обычной жизни Елена работает риелтором. Говорит «сентябрь 2022 разделил её жизнь и жизнь её семьи на ДО и ПОСЛЕ»
Елена Поморова — руководитель волонтерского отрадя «Тыл=Фронт»
Ты знаешь. Андрей, как-то быстро это все случилось и я не смогла сказать нет тем кто начал обращаться, это были жены, это были те же ребята, сначала это были мобилизованные, которые были у нас в Омске, потом это уже люди кторые были непосредственно в зоне СВО и конечно это работа, это на само деле тяжелая работа, не всем она под силу. но очень хочется сказать спасибо нашим людям, которые отзываются откликаются и помогают ребятам»
Сейчас количество волонтеров тыл-фронта исчисляется тысячами. Помощники работают не только в Омске, но и во многих районах области. Вот видео из Черлака, а это — цех по плетению маскировочных сетей в Москаленском районе. Видно что ткутся, шьются и плетутся здесь не только вещи для передовой, но и сети связей между людьми. Приходят семьями, часто можно увидеть детей.
«В понедельник работаем, одну сеть обрабатываем — это новая сеть тоже обрабатываем шнуром м две сети — это сеть сделанная из двух уголков, а тут юное поколение….. с двух сторон плетем потому что места не хватает.»
Активисты шьют одежду для солдат, спальники, носилки. Работает целый цех полевой кухни. Волонтеры сушат и фасуют овощи, чтобы накормить защитников быстрыми, но полезными супами и кашами. В ответ десятки присланных с фронта видесообщений-благодарностей. В конце каждого как девиз: «победа будет за нами»
Волонтеры шлют на фронт автомобили — там ценятся внедорожники в народе называемые «буханками». Льют окопные свечи чтобы в полевых условиях можно было согреться. Но больше всего сердца солдат согревают — маленькие частички дома. Вот сборники стихов омских поэтов. А это мягкая игрушка-талисман.
«Я обратил внимание чебурашки у вас здесь, одно время это был такой тренд сейчас уже чуть меньше? _ Нет, сейчас еще больше потому что ребята получают эти талисманы которые сделаны своими руками — они не вязанные они отшитые и они просят их еще больше — я вам скажу еще больше парни прислали нам недавно фотографию на которой мы увидел — мы же отсматриваем все очень внимательно и в очередной раз я приблизила фотографию и я увидела зажигалку с изображением чебурашки — то есть наклеили? да наклеили чебурашки не останавливаются»
Родные бойцов часто становятся активными помощниками отряда. Да и сами ребята, приходя в отпуск стараются чем-то помочь волонтерам. После таких визитов в отряде появилось даже собственное знамя.
«Вот эти флаги у нас привезены с фронта ребятами, где они расписываются, а этот флаг мы уже сделали здесь непосредственно, когда ребята к нам приходят мы просим чтобы они оставляли хоть что-то о себе, не успеваем всех конечно, но кто успевает
тек то лично к вам приходят да. очень сильно благодарят
то есть можно сказать что это ваш флаг? да наш талисман тыл-фронта, который нам очень дорог».
А еще зеленые наклейкин на посылках. Надписи «вместе мы сила», «мы из народа». Получая такую там за ленточкой — уже не так важно что в ней. Главное кто-то думает о тебе прямо сейчас. Там. Дома. В тылу. И с фронта ждет тебя домой. И сотни тысяч волонтеров по всей стране продолжают нести эту вахту.
«Лен вы же задумывались что будет когда спецоперация закончится, а она рано или поздно закончится, что станет с вашей волонтерской группой — наверное даже жалко будет все это заканчивать завершать потому что вы уже где-то семьей стали?
Елена Поморова — руководитель волонтерского отрадя «Тыл=Фронт»
«Да я думала об этом, но я скажу больше, что помощь наша будет дальше необходима потому что у нас задаются вопросами мамочки и жены Лена только не бросьте наших ребят после специальной операции — потому что работы найдется очень много — а мы уже не представляем на самом деле какая жизнь была до того, мы её уже не помним потому что за этот год поменялось очень многое и действительно мы стали как семья — та семья которая не бросит ни в беде ни в радости и мы обязательно будем помогать друг другу и нашим ребятам тоже»