В годы войны в наш город были эвакуированы более 70 предприятий, которые обеспечивали фронт самолетами и танками, патронами и снарядами, валенками и полушубками
Большую роль сыграли предприятия, которые занимались производством самолетов и авиационных двигателей. Только объединение «Полет» во время войны отправило на фронт более 3,5 тысяч истребителей Як-9, которые стояли на вооружении в том числе и у французских летчиков.
Космический проспект — не единственная улица Омска, связанная с покорением неба. Но, пожалуй, самая известная. Прямой участок дороги длиной примерно 2,5 километра. Глядя на бесконечный поток машин, сложно поверить, что почти 80 лет назад здесь правила только авиация.
Истребители и бомбардировщики, которые производили в Омске во время войны, отправлялись на фронт прямо с Космического проспекта. Сейчас это оживленная магистраль и главная улица Чкаловского поселка, а тогда это была одна большая взлетно-посадочная полоса.
О небесной тематике напоминает не только сам проспект, но и, например, сквер «Крылатое братство» и стела, посвященная героям-авиаторам. Впрочем, в Октябрьском округе памятников героического прошлого немало. В их числе и сами предприятия, которые в годы войны работали здесь под девизом «Все для фронта, все для победы».
Авиазавод №166 эвакуировали в Омск через несколько дней после начала Великой Отечественной войны. Там выпускали самолеты, при заводе в частности работало и конструкторское бюро Андрея Туполева — теперь это производственное объединение «Полет». Завод №29 стал заводом имени Баранова. Осенью 1941 года здесь испытали первый авиационный двигатель М-88.
В честь события не зря установлен отдельный мемориал: с этого началась целая эпоха моторостроения на территории Омской области.
К 1942 году юго-восточная часть Омска стала настоящим центром оборонной промышленности. Кроме самолетов и авиационных двигателей, здесь производили патроны и снаряды, танки и бронепоезда. Здесь располагались кордная фабрика, шинный и сажевый заводы, швейная фабрика «Большевичка».
Значительная часть эвакуированных в Омск предприятия, располагалась именно в этой части города. По сути, благодаря им и возник Молотовский район, который сейчас известен как Октябрьский округ. Поэтому и выбор места для установки памятника труженикам тыла далеко неслучаен.
Десятки бомбардировщиков и тысячи истребителей отправились на фронт из Омска. Самолеты, которые собирали на «Полете», участвовали в крупнейших операциях Великой Отечественной. В том числе во время взятия Берлина и на Курской дуге. Яки с омского завода были хорошо известны французским летчикам из полка «Нормандия — Неман».
Омск тыловой внес большой вклад в общую Победу. И не даром называется теперь Городом трудовой доблести.