Сегодня исполняется 10 лет со дня смерти выдающего архитектора Альберта Каримова
30 лет — с 1975 по 2005 годы — Альберт Каримов был главным архитектором Омска. С его именем связаны многие ключевые объекты в нашем городе. Среди них :зал органной и камерной музыки, лютеранская кирха, комплекс Христо-Рождественского собора, и многие другие.
Наш коллега Руслан Хасанов попробовал оценить наследие Каримова и встретился с теми, кто лично знал архитектора.
Это здание в центре Омска уже почти три десятилетия привлекает к себе внимание. Необычные окна с наличниками и своеобразная отсылка к древнерусскому зодчеству — это проект, в котором Альберт Каримов выступил соавтором. Здание было построено для Пенсионного фонда, это было то время, когда необычные решения предназначались не только для объектов культурной сферы. Впрочем, и такие проекты тоже есть в послужном списке Каримова. Например, концертный зал, возведенный в 1967 году. Эти кадры, на которых запечатлено строительство знакового для города объекта, сохранились в архиве ГТРК «Иртыш».
Руслан Хасанов, корреспондент ГТРК «Иртыш»:
«Концертный зал — это один из ключевых проектов Альберта Каримова, который в то время еще не был главным архитектором Омска. Более 40 лет спустя здание было реконструировано, его сегодняшний облик, уже привычный горожанам, заметно отличается от первоначального проекта».
Альберта Каримова неслучайно называют человеком-эпохой. Он стал главным архитектором Омска в 1975 и занимал эту должность до 2005 года. Количество проектов, реализованных им, в том числе в соавторстве с другими архитекторами, огромно. В их числе, например, Дом политпросвещения, который сегодня известен как Региональный центр по связям с общественностью. А также целый ряд специфических проектов, к которым был нужен особый подход.
Руслан Хасанов, корреспондент ГТРК «Иртыш»:
«Альберт Каримов принял участие в создании нескольких религиозных строений, в их числе Христорождественский собор, строительство которого началось в конце 20 века, а завершилось в начале 21. В списке культовых объектов и Лютеранская церковь. Кирха была спроектирована немецким архитектором Швигером и группой омских специалистов во главе с Каримовым».
В жизни заслуженного архитектора России Каримова было немало зданий, строений и объектов, но самым главным оставался его родной дом. Впрочем, даже дома он много времени посвящал работе.
По словам специалистов, одна из главных заслуг Каримова — формирование облика города на протяжении трех десятилетий. Для него было важно и сохранение в Омске историко-культурного наследия. Свою позицию по многим вопросам он отстаивал и после ухода с поста главного архитектора города, возглавив омское отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры.
Алексей Сорокин, историк, краевед, заместитель директора Омской государственной областной научной библиотеки имени А. С. Пушкина:
«Для меня Каримов прежде всего остался, во-первых, как организатор. Не дело главного архитектора города, может быть, самому проектировать отдельные объекты. Дело главного архитектора города — следить за тем, как вот эта нить, вот этот облик города формируется. У Каримова была своя внутренняя философия архитектуры, он не зря все-таки академик архитектуры. У него было внутреннее представление об архитектуре как о застывшей музыке. И это было представление, которое соответствовало той эпохе».
На память городу Альберт Каримов оставил немало проектов, а в 2017 году город назвал в его честь набережную, которая простирается от Юбилейного моста напротив дома, где он жил. Там же сейчас установлена и памятная доска, посвященная главному архитектору города.