Рифат Сабитов: «Запуск национального мессенджера — важный шаг к цифровому суверенитету»

В Общественной палате РФ прошёл круглый стол «Переписка частная — проблемы общие. Безопасный мессенджер — каким он должен быть?». Участники обсудили угрозы, связанные с иностранными платформами, и необходимость развития отечественных цифровых сервисов.
Мероприятие открыл председатель комиссии ОП РФ по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций, замгендиректора ВГТРК Рифат Сабитов. Он отметил: в стране активно развиваются собственные цифровые платформы, включая сервисы для обмена сообщениями.
Он напомнил, что Президент РФ Владимир Путин неоднократно подчёркивал важность цифрового суверенитета:
«Запуск собственного национального мессенджера — это, наверное, и есть очень важный шаг в создании технологического суверенитета. Как вы знаете, такой мессенджер уже есть — это платформа MAX. Люди начинают активно им пользоваться. Он будет развиваться, на него будут переходить многие производители контента и пользователи».
Продолжая тему, зампред комитета Госдумы по экономической политике Артём Кирьянов обратил внимание на необходимость встроить отечественный мессенджер в уже существующую инфраструктуру. Он также подчеркнул риски сотрудничества с иностранными ИТ-корпорациями, которые зачастую игнорируют российское законодательство.
«Где-то они пытаются заплатить огромные штрафы, где-то участвуют в судебных процессах, где-то, как в случае с Россией, просто выходят из бизнеса… Ситуация с Google — это, мягко говоря, фиктивное банкротство. Люди недополучили миллиарды… Это — прямой обман наших граждан».
По словам участников дискуссии, зарубежные мессенджеры нарушают нормы в сфере рекламы, оборота продукции и конкуренции, а также уклоняются от взаимодействия с российскими силовыми ведомствами. МВД сообщает, что с использованием этих платформ ежемесячно совершается около 25 тысяч преступлений.
На этом фоне, считают эксперты, развитие национального мессенджера MAX может обеспечить не только техническую безопасность, но и прозрачность коммуникации — с идентификацией рекламодателей и контролем оборота.