Общество

Омичам рассказали, почему метод «кнута и пряника» не сформирует у школьника мотивацию на учёбу

Омичам рассказали, почему метод «кнута и пряника» не сформирует у школьника мотивацию на учёбу
ФОТО: Педагог-психолог Центра психолого-медико-социального сопровождения Куршакова Елизавета Александровна

Мы проводили опрос среди родителей, как они относятся к системе штрафов и поощрений для учеников начальной и средней школы за хорошие и плохие отметки. Большинство считают, что ребенок должен учиться сам, и сам себя должен мотивировать. Педагог-психолог Центра психолого-медико-социального сопровождения Елизавета Куршакова согласна с этим вариантом, ведь мотивирование детей через поощрения и наказания — не лучший вариант повышения учебной мотивации.

«По сути, что собой представляет система штрафов и поощрений за хорошие и плохие отметки? Это всем известный метод «кнута и пряника». Получил хорошую отметку —держи конфетку, ты молодец, а получил плохую — пеняй на себя, будешь наказан. Конечно, все родители хотят для своего ребенка только всего самого доброго и вряд ли кто-то задумывается о том, как такой метод «мотивирования» отзовётся в будущем ребенка», — сказала эксперт.

Она подчеркнула, что дети, воспитанные по принципу «кнута и пряника», в будущем могут зависеть от мнения окружающих. Такой человек не сможет принимать решения самостоятельно и не будет иметь своей точки зрения.

Как отметила психолог, существует две группы мотив. В первой относят внешние мотивы — наказание и поощрение, угроза и требование, материальная выгода, давление группы, ожидание будущих благ. Вторая группа — внутренние мотивы. Это интерес к новым знаниям, любознательность, стремление повысить культурный и профессиональный уровень, потребность в самореализации. Это то, что побуждает человека к учению как к своей цели.

«Метод стимулирования школьной мотивации, предложенный в опросе, на самом деле не имеет ничего общего с непосредственной целью учения (приобретение новых знаний, умений, навыков). В этом случае знания и умения служат лишь средством для достижения других целей. В данном случае основная цель ребенка — не узнать или научиться чему-то новому, а лишь избежать наказания и получить поощрение», — сказала эксперт.

По ее мнению, используя метод наказания или поощрения ребенка за плохие или хорошие оценки, ребенок будет учиться подстраиваться к требованиям родителей. Это же может привести к обратному — ребёнок будет ненавидеть учёбу.

Категория информационной продукции 12+

*Ещё больше оперативных новостей вы найдёте в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь https://t.me/vestiomsk

*При использовании текстов, фото- и видеоматериала, опубликованных на сайте ГТРК «Иртыш», гиперссылка на первоисточник обязательна.