Около 200 эвакуированных промышленных предприятий, десятки госпиталей, учебных заведений и сотни тысяч беженцев приняла в годы войны Омская область
Но этим далеко не ограничивается её вклад в Великую Победу. Тысячи километров отделяли Омскую область от тех мест, где шли бои. Но сводки с передовой ждали и слушали с замиранием сердца все. В каждой семье воевал отец, брат, сын или все сразу. С 1941 по 1945-й на фронт ушли 300 тысяч омичей. Вернулась только половина. Редкий дом обошли стороной похоронки.
Но сто тысяч бойцов удалось выходить и вернуть в строй именно в Омске. Уже через месяц после начала войны наш город принял первый санитарный поезд с ранеными. В общей сложности таких эшелонов прибыло более пятисот. Лучшие здания были отданы, чтобы в кратчайшие сроки организовать в них 45 госпиталей. По 16-18 часов в сутки — а иногда и более — не отходили омские хирурги от операционных столов. Впрочем, тогда в таком режиме работали все.
200 тысяч эвакуированных в Омск промышленных предприятий работали круглосуточно. С завода №174 ( сейчас он называется «Трансмаш») одних только танков Т-34 было отправлено на фронт около 7 тысяч.
Завод имени Баранова, производственное объединение «Полёт» тоже появились на базе промышленных предприятий, эвакуированных в Омск в годы войны. Шинный и сажевый — также в их числе.
Выпускали в нашем городе и патроны, миномёты, снаряды (в том числе — для знаменитых «Катюш»). Омичи не только вооружали, но и одевали и кормили фронтовиков. Суконная фабрика давала Красной Армии 40% валенок. Десятки тысяч фронтовиков ходили в полушубках и шинелях, сшитых в Омске. А колхозы и совхозы нашего региона поставляли на передовую миллионы пудов хлеба, мяса, молока и овощей, оставляя себе на пропитание самый минимум.
Своими скудными пайками омичи поровну делились с теми, кто перебрался к нам из осаждённого Ленинграда и с оккупированных территорий. Многие остались в нашем городе и после войны.