35 лет прошло с момента крупнейшей катастрофы в истории советской и российской гражданской авиации
35 лет прошло с момента крупнейшей катастрофы в истории советской и российской гражданской авиации. 11 октября 1984 года пассажирский Ту-154 во время посадки столкнулся на полосе с машинами аэродромных служб. В огне сгорело 178 человек. Следствие установило виновных, суд вынес приговор. Дело закрыто. Но не для тех, кто 35 лет назад вышел на летное поле ликвидировать последствия аварии.
Курсанты омского летно-технического училища в тот день проснулись в казармах до подъема. Среди них был Владимир Пирогов. Кто-то услышал странный хлопок. Обсуждали с дежурным, строили версии. Разговоры пресек командир. Приказал всем строиться. К аэропорту шли пешком.
Омская катастрофа — крупнейшая по числу жертв в истории советской и российской гражданской авиации. За несколько минут в огне погибло 178 человек. Из них 174 сгорели в самолете. Еще четверо — на полосе. Рабочие наземных служб аэропорта.
Стечение роковых обстоятельств и человеческий фактор. Что сыграло большую роль сегодня, как считает Владимир Бондарев, тогда преподаватель летного училища, уже не так важно.
Авиадиспетчер стартового пункта, разрешивший выезд техники на летное поле не включил световое табло, обозначающее что полоса занята. Диспетчер посадки, не получив внятного ответа от коллеги разрешил экипажу садиться.
Моросящий дождь осложнял видимость, поэтому командир ТУ-154 включил фары только после прохода ближнего приводного радиолокационного маяка.
Но даже в свете фар не сразу разглядел помеху. В материалах дела сказано, что машины командир и штурман увидели уже после того, как шасси коснулись полосы.
Оказалось, что на аэродромной технике не работали проблесковые маяки. Водители решили их не включать.
Суд проходил в здании клуба летно-технического училища. На процессе опасались реакции родственников погибших.
Краснодар, Омск, Новосибирск — география семей пострадавших в той катастрофе. Но тел родных никто из них так и не получил.
Расследование катастрофы было сразу засекречено. С материалами дела можно было ознакомиться только при наличии допуска. Копирование не разрешалось. Но выводы профильные ведомства сделали мгновенно.
За 35 лет многое изменилось в гражданской авиации. Совершеннее стало навигационное оборудование и автоматизированные системы контроля в самолетах. Но разрешение на посадку по-прежнему дает диспетчер.