Нелли Белобородова – первый в Омске звукорежиссер

Омское радио – это не только знакомые всем позывные программ, голоса дикторов и самая точная информация. Это ещё и уникальные записи, хранящиеся в фондах ГТРК «Иртыш». Более 50 тысяч плёнок, на которых запечатлены все самые главные события истории нашего региона, — такого собрания больше нет нигде в Омске. Примечательно, что и первым профессиональным звукорежиссером в нашем городе является сотрудница Омского радио Нелли Белобородова, за 30 лет работы записавшая в легендарной студии Дома Радио десятки тысяч самых разных исполнителей и артистов.

— Нелли Сергеевна, как вы стали звукорежиссером? Это ведь, что называется, «штучная» профессия и в то время получить её было очень трудно.

— Невозможно! Ведь тогда, в середине 60-х в Омске еще даже не знали о такой профессии – что должен уметь звукорежиссёр? Чем он должен заниматься и какими навыками обладать? Поэтому когда в 1966 году я пришла на радио и председатель Омского областного комитета по радиовещанию и телевидению Анна Наумовна Каневская дотошно выясняла, чем я увлекаюсь, хожу ли в кино, театр, цирк и какую музыку слушаю, это вызвало у меня по меньшей мере удивление. Оказалось, Анна Наумовна таким образом пыталась понять, смогу ли я записать большой творческий коллектив. Профессию звукорежиссера приходилось постигать самой, искать музыкальную и техническую литературу, постоянно применяя теорию на практике. Первое испытание состоялось менее чем через месяц – мне предстояло записать программу Государственного оркестра русских народных инструментов, которым в то время руководил легендарный Владимир Федосеев. Всё получилось! Гостям, которые до этого записывались только в столичных студиях – на Качалова, Шаболовке и в Останкино – результат очень понравился.

— Вы более четверти века были единственным в Омске профессиональным звукорежиссером высшей категории. Как артисты реагировали на то, что их выступление записывает не мужчина, а женщина? Ведь в то время, когда стали появляться первые звукорежиссеры, они все были бывшими музыкантами и представителями именно сильного пола.

— Да. Многие исполнители, приезжая на запись в Омский дом радио, совершенно не ожидали увидеть за пультом женщину, тем более совсем молодую, поэтому было и недоумение, и удивление, и недоверие. Однажды я записывала знаменитый на весь мир Эстонский мужской хор под руководством Г. Эрнесакса. Прибыв в Концертную студию, музыканты начали «капризничать»: где здесь можно побриться? где почистить зубы? и тому подобное. Однако спустя полчаса, музыканты успокоились, и мы начали работать. После того, как «горячие эстонские парни» услышали результат – запись своего пения – они устроили 20-минутную овацию! На этот шум тогда сбежались все работники Дома радио.

— Кого из знаменитых музыкантов вам довелось записывать в Доме радио?

— Всех имён конечно не перечислишь, их очень много. Ведь акустические и технические возможности Концертной студии Омского Дома радио позволяли сделать любую запись: от диктора до большого хора и оркестра. Мне довелось записывать солистов Государственного Большого Театра М. Кастрашвили, В. Левко, В. Пьявко, В. Атлантова, Б. Штоколова, М. Решетина, Симфонический оркестр Государственного Академического Большого Театра СССР под управлением Е. Светланова. Гостями омской студии были режиссёры и артисты ведущих театров Москвы, Санкт-Петербурга: Е.Симонов, М.Ульянов, Р.Плятт, Л.Марков, В.Стржельчик. Композиторы А.Бабаджанян, А.Петров, В.Успенский, ансамбль «Русская песня» Н.Бабкиной, писатели В.Озолин, А.Кутилов, А.Лейфер. Помимо записи в Концертной студии, мы вместе с музыкальным редактором Т. Муренец ездили по сёлам и деревням Омской области и там записывали уникальные фольклорные коллективы. Также моей работой было обеспечение трансляций праздничных демонстраций в Омске 1 мая и 7 ноября и запись программ национальных редакций Омского радио: немецкой, татарской, казахской. Много сотрудничали мы и с режиссёром омского телевидения А. Розенбергом, писали музыкальные фонограммы и спектакли для телевизионных программ, в том числе, телевизионного конкурса «Алло, мы ищем таланты» (автор А.Кулинич). А также готовила тематические программы ведущих журналистов омского радио П.Ребрина, Ю.Морозова, Л. Кудрявского, В.Павского, И.Шпаковской, Н.Стафиенко.