Свидетельства истории можно найти не только в архивах

Свидетельства истории можно найти не только в архивах. Городские улицы – своеобразная машина времени. Для  внимательного горожанина в шаговой доступности, брежневский  минимализм, сталинский  ампир, модерн и барокко. Сегодня свой профессиональный праздник отмечают архитекторы.

Омск – эклектичный город. За три века истории на его лице оставили своей след классицизм и барокко, модерн и конструктивизм. На рубеже 19-20 веков с ростом благосостояния горожан в Сибирь пришли модные архитектурные тенденции. Модерн, например, в Омске проявился в неординарных зданиях. Таких как дом братьев Печокас. 100 лет назад многоэтажный каменный дом был абсолютной экзотикой, он как остров возвышался над одноэтажной деревянной застройкой. Сегодня он образец для подражания. В соседнем здании можно разглядеть попытку архитекторов вписать новостройку в окружающий контекст. Дом Печокаса памятник архитектуры. Сейчас здесь общежитие студентов-медиков. В здании периодически идет ремонт. Заменили систему отопления и проводку.

Омский речной вокзал и примыкающая к нему гостиница тоже образцы модерна, но уже 60-х годов 20 века. Комплекс зданий на стрелке Оми и Иртыша с когда-то белым фасадом и прозрачным панорамным остеклением напоминал корабль, готовый отправится в путь.

Реконструкция этого здания прошла в 2000. Остекление стало тонированным, в гостинице заменили входную группу. Согласование демонтажа старой алюминиевой двери заняло почти два года.

Советская застройка внесла коррективы в формирующийся облик города. Многие из заметных зданий того периода возводились не на пустом месте. В 1935 году архитектор Семенов перестроил архиерейский дом в здание управления НКВД. Результат украшает центр Омска до сих пор.

На омских улицах, как по учебнику можно изучать историю архитектуры. Не только ее достижения, но и ошибки.

Ошибка архитекторов или последствия нереализованной градостроительной концепции – сегодня судить об этом нет смысла. Откровенно неуместных зданий в Омске нет. Даже, если на первый взгляд что-то нам кажется странным.

Здание музыкального театра омичи до сих пол ласково называют трамплином. Для начала 80-х, когда театр построили в городе проект был экстравагантным, но как оказалось не уникальным.

Похожие здания есть в Новосибирске, театр “Глобус” и в Норильске – заполярный театр драмы. Отличия в деталях, но главный элемент – характерная крыша, как материнская ДНК, сомнений в родстве не оставляет.

Музыкальный театр, Торговый центр, Речной вокзал – все это пусть и недавняя, но уже история омской архитектуры, и эти здания, даже не имя официального охранного статуса в праве рассчитывать на тактичное к себе отношение. Именно они, а не безликие коробки многоэтажек формируют облик города, его особый стиль.

 

Анна Гадалина